Лев (Panthera leo) – представитель семейства Кошачьих Felidae (подсемейство Pantherinae).
   В конце плейстоцена, от 100 до 10 тыс. лет назад, львы жили по всему земному шару. Ареал их распространения охватывал всю Европу, Азию от Передней Азии до Индии и к северу до Сибири, практически всю Африку, а также оба Американских континента от Юкона до Перу. Однако затем их территория стала неумолимо сокращаться: около 10 000 лет назад в Америке не осталось львов, в историческое время (начало новой эры) они полностью исчезли в Европе, и в последние два столетия были истреблены на юге и по всему северу Африки, в Иране, в Индии, где в 1940-х осталось менее 30 львов, однако там популяцию удалось сохранить и увеличить. Теперь львы сохранили за собой Восточную Африку (за исключением пустынь и тропических лесов), в Южной Африке они живут лишь на территории Национальных парков Kruger и Kalahari Gemsbok, а отдельный подвид – азиатский лев (Panthera leo persica) – чудом выжил в Гирском лесу в северо-западной Индии.
   Крупнейший хищник Африки, по величине соперничающий лишь с тигром, лев словно состоит из одних мышц. Охотясь, одним ударом лапы он в прыжке может сбить антилопу.
   Окрас шерсти: сверху от песочного до рыжевато-коричневого, снизу почти белый. У молодых животных на боках темные розетки и пятна, которые у самок сохраняются дольше. На конце длинного хвоста – черная кисточка. В некоторых популяциях могут появляться альбиносы (животные с неокрашенным мехом), но не описано случаев меланизма (черный окрас) у львов.
   Половой диморфизм сильнее, чем у всех остальных кошачьих, и проявляется не только в более крупном размере самцов, но и в наличии у них гривы из очень длинной шерсти (как правило, темно-золотой, реже черной, иногда красноватой), растущей сверху на голове, по бокам морды, и плавными волнами ниспадающей на плечи. У львов, живущих в открытых пространствах, грива более пышная.
   У взрослого льва 30 зубов. Видовым признаком также является наличие четырех сосков у самок.
   При проведении постоянных наблюдений за львами для идентификации особи используют уникальное распределение пятнышек на той части морды где растут вибриссы.
   Средний самец весит около 190 кг (175–230кг), рекордный вес – 272 кг у льва из гор Кении. Самка весит в среднем 120–130 кг, достигая 180 кг. Длина тела самца до 3,3 метра, самки до 2,7 метра, средний рост 1,2 и 1,1 м, соответственно. Хвост 0,6–1 м.
   Оптимальной средой обитания для льва являются парковые и травянистые саванны, полупустыни, плотные заросли кустарника. В горах львы встречаются на высоте до 3000 метров, рекорд высоты – 4240 м в горах Бале в Эфиопии. Непривередливы в выборе места для жилья, избегают лишь обширных пустынь и тропических лесов. Главным ограничением является количество и доступность добычи. Львы прекрасно приспособлены к жизни в семиаридных областях, могут не пить месяцами, довольствуясь содержащейся в пище влагой. В благополучных для них условиях львы – вторые по численности хищники после пятнистой гиены Crocuta crocuta.
   Львы – социальные животные, в отличие от других кошачьих они часто живут группами (прайдами). Прайд владеет территорией, на которой охотится и защищает ее от других львов. Доминирующий самец прайда метит ее границы смесью мочи и выделений анальных желез, и любой лев подошедший к его земле, знает, где граница. Хотя территория не патрулируется, любое вторжение рано или поздно заканчивается смертельной схваткой доминирующего льва с захватчиком, или львиц – с незваной гостьей, поэтому любое вторжение льва или нескольких молодых львов – это вызов, на который вожак всегда ответит, и в таких войнах многие львы заканчивают свою жизнь. Таким образом, лев ограждает самок от притязаний чужаков, и территория, охраняемая самцом – это и есть охотничий участок его самок.
   Размеры охотничьих угодий напрямую зависят от плотности дичи и составляют (для африканских львов) от 20 до 400 квадратных километров, при этом численность львов там, где много разнообразной добычи (в основном это копытные), может достигать 12 на 100 квадратных километров.
   Но есть львы, не имеющие своих территорий – молодые холостые хищники. Иногда они мигрируют вместе со стадами копытных, иногда бродят у границ территории прайда, представляя собой постоянную угрозу для стареющего вожака.
   После ночной охоты львы спят в островках тени в траве или на низких массивных ветвях деревьев. Если добычи достаточно, сон может занимать и 20 часов в сутки.
   Львы могут охотиться разными способами, в зависимости от состава группы охотников и от обилия дичи.
   Когда прайд охотится на открытом пространстве за крупными копытными, основное участие в поимке жертвы принимают львицы. Львы бросаются в глаза, и поэтому их участие при таком способе сводится к минимуму: в лучшем случае, они рычанием вспугивают жертву, выгоняя ее на приготовленную львицами засаду, а иногда львы вообще не принимают никакого участия в охоте. Как все кошки, львы очень быстры однако не слишком выносливы, это диктует и способ охоты – скрадыванием. Под покровом безлунной ночи львицы незаметно окружают стадо зебр или антилоп гну, одна из них подкрадывается как можно ближе к жертве – на 20–30 метров – и стремительным броском настигает ее. Когда животное падает, другие львицы приходят на помощь, хватая добычу за круп и шею, сдавливая горло с огромной силой. Обычно охотятся либо около водопоя, в момент когда животные начали пить, либо совместными усилиями прайда загоняя их к засаде. При такой совместной охоте вероятность успеха очень велика, но это возможно только при обилии крупных копытных – тогда одного добытого животного хватает на несколько дней, прайд может позволить себе не съедать всё сразу, а охранять свою добычу от поедающих падаль животных. Львы никогда не выходят на охоту, если предыдущая добыча еще не съедена.
   В лесистых местах распределение ролей между самками и самцами иное. Так как котят намного легче спрятать в лесу, львы не тратят столько сил на их охрану, они вообще меньше взаимодействуют с львицами и сами выходят на охоту. В лесистом Kruger National Park самцы преимущественно охотятся на буйволов, самки – на зебр и гну.
   Для охоты за некоторыми видами животных львы используют иные методы. Так, они подолгу сопровождают стада буйволов, не скрываясь и создавая тем самым панику в обычно хорошо организованном и защищенном стаде, и когда ровные ряды буйволов рассеиваются, выбирают доступную добычу.
   Одинокая львица, оставшаяся со львятами, когда прайд ушел вслед за мигрирующими стадами, или изгнанный из прайда старый лев не брезгуют ничем. Голод для них – серьезная опасность. Но и они находят себе пищу – подкарауливая копытных у водопоя, дичь помельче или даже следя за гиенами и грифами, которые укажут им, где найти падаль. Голодные, они могут есть птиц, рыбу, земноводных и пресмыкающихся, грызунов, страусиные яйца.
   Кроме охоты и поедания падали, львы могут отобрать у других хищников их добычу.
   Каждый прайд может иметь свои собственные пищевые предпочтения. Обычно добытое животное съедается коллективно, но первым ест доминирующий самец и лишь затем – львицы. Лев может следить, чтобы осталась пища и для котят. Сначала съедаются потроха, затем уже мясо со шкурой. Лев может съесть 25–30 кг мяса за один раз. Такой пир бывает не каждый день, и в крайнем случае львы могут обходиться без пищи несколько недель.
   Львы могут есть практически кого угодно. В Серенгети, где пищевые условия для львов идеальны, основу их рациона (около 90%) составляют копытные: зебры, гну, газели Томпсона, буйволы, бородавочники, бубалы (коровьи антилопы) и бубалы топи.
   Однако роль львов в регуляции численности копытных уходит на второй план по сравнению с достаточностью кормовой базы, поэтому львы, как и почти все крупные хищники, скорее полезны для состояния популяции копытных, так как уничтожают ослабленных животных; это препятствует развитию массовых заболеваний и оставляет больше пищи здоровым особям.